Page 888 - Труды Оренбургской Ученой Архивной Комиссии. Выпуск X
P. 888
тепленный православіемъ». Причину такихъ воззрѣніи Сто
лыпинъ, исходя изъ различія въ расколѣ двухъ сторопъ-граж-
данской и религіозной, основывали» на убѣжденіи, что «рас
колъ не гаки» вреденъ Россіи православной, какъ Россіи мо
нархической, потому что расколи» основанъ на демагоги
ческихъ началахъ».
Что касается ІІреосвящ. Антонія II, то ему должно
быть поставлено въ заслугу обнаруженныя имъ въ этомъ
дѣлѣ отзывчивость, отсутствіе ригоризма и чувства хри
стіанской благоснисходительностн, съ которыми онч» но-
шелъ на встрѣчу Уральскими» раскольникамъ въ ихч» жела
ніи присоединиться къ церкви Христовой, снисходя къ ихч»
нѣкоторымъ требованіямъ и поступаясь обрядово-канониче
ской строгостью ортодоксіи, какч» это и должно было от
вѣчать истинному духу христіанской любви. Эти качества
и вытекавшій изъ нихъ образъ дѣйствія Владыки Антонія
въ отношеніи пріема раскольниковч» вч» церковь особенно
должны быть цѣнимы нами потому, что они были не
вполнѣ въ духѣ своего времени, сторонившемся снисхо
дительнаго отношенія кч> расколу,— почему допущенныя Вла
дыкою уступки и соглашенія на поставленныя раскольни
ками условія, какч» увидимч», вызвали осужденіе со сторо
ны Высокопреосвященнаго митрополита Московскаго Фила
рета и критику отч» предмѣстника своего Антонія І-го.
Затѣмъ, въ качествѣ благолріятныхч» обстоятельствъ,
обусловившихъ собою народное религіозное движеніе,
нужно отмѣтить то, что Уральскій раскола» вч» описываемый
періодъ переживали» трудное для себя время, ставившее его
въ условія переходнаго существованія. Коренною фор
мою его здѣсь была изстари поповщина, или бѣгло
поповство, воскормляемое отъ бѣгствующихч» лжеиоиовч»
православной церкви; но съ оскудѣніемч» бѣглыхч* поповч.
всюду по Россіи въ строгое царствованіе Николая Павло
вича (особенно послѣ указа 1832 г.), съ закрытіемъ Ир-

