Page 888 - Труды Оренбургской Ученой Архивной Комиссии. Выпуск X
P. 888

тепленный  православіемъ».  Причину  такихъ  воззрѣніи  Сто­
                              лыпинъ,  исходя  изъ  различія  въ расколѣ  двухъ сторопъ-граж-
                              данской  и  религіозной,  основывали»  на  убѣжденіи,  что  «рас­
                              колъ  не  гаки»  вреденъ  Россіи  православной,  какъ  Россіи  мо­
                              нархической,   потому  что  расколи»  основанъ  на  демагоги­
                              ческихъ  началахъ».
                                   Что  касается  ІІреосвящ.  Антонія  II,  то  ему   должно
                              быть  поставлено  въ  заслугу  обнаруженныя  имъ  въ  этомъ
                              дѣлѣ   отзывчивость,  отсутствіе  ригоризма  и  чувства   хри­
                              стіанской   благоснисходительностн,  съ  которыми  онч»   но-
                              шелъ  на  встрѣчу  Уральскими»  раскольникамъ въ  ихч»  жела­
                              ніи  присоединиться  къ  церкви  Христовой,  снисходя  къ  ихч»
                              нѣкоторымъ  требованіямъ  и  поступаясь  обрядово-канониче­
                              ской  строгостью  ортодоксіи,  какч»  это  и  должно  было  от­
                              вѣчать  истинному  духу  христіанской  любви.  Эти  качества
                              и  вытекавшій  изъ  нихъ  образъ  дѣйствія  Владыки  Антонія
                              въ  отношеніи  пріема  раскольниковч»  вч»  церковь  особенно
                              должны  быть  цѣнимы  нами  потому,   что  они  были   не
                              вполнѣ  въ  духѣ  своего  времени,  сторонившемся  снисхо­
                              дительнаго  отношенія  кч>  расколу,— почему  допущенныя Вла­
                              дыкою  уступки  и  соглашенія  на  поставленныя  раскольни­
                              ками  условія,  какч»  увидимч»,  вызвали  осужденіе  со  сторо­
                              ны  Высокопреосвященнаго  митрополита  Московскаго  Фила­
                              рета  и  критику  отч»  предмѣстника  своего  Антонія  І-го.
                                   Затѣмъ,  въ  качествѣ  благолріятныхч»  обстоятельствъ,
                              обусловившихъ    собою   народное  религіозное   движеніе,
                              нужно  отмѣтить  то,  что  Уральскій  раскола»  вч»  описываемый
                              періодъ  переживали»  трудное  для  себя  время,  ставившее  его
                              въ  условія  переходнаго   существованія.  Коренною   фор­
                              мою   его   здѣсь   была  изстари  поповщина,  или  бѣгло­
                              поповство,   воскормляемое  отъ   бѣгствующихч»  лжеиоиовч»
                              православной  церкви;  но  съ  оскудѣніемч»  бѣглыхч*  поповч.
                              всюду  по  Россіи  въ  строгое   царствованіе  Николая  Павло­
                              вича  (особенно  послѣ  указа  1832  г.),  съ  закрытіемъ  Ир-
   883   884   885   886   887   888   889   890   891   892   893