Page 906 - Труды Оренбургской Ученой Архивной Комиссии. Выпуск X
P. 906

Чрезъ  Савву-же  Севрю  ина  Столыпинъ  узналъ  о  под­
                               линной  численности  раскольниковъ  въ  Уральской  области,
                               какъ  равно  и  о  главныхъ  пропагандистахъ  раскола,  како­
                               выми  были  большею  частію  иногородніе  торговцы,  а  также
                               казаки  Краснятовы,  домъ  которыхъ  былъ  главнымъ  при­
                               тономъ  бѣглыхъ  поповъ.  Къ  нему-же  Столыпинъ  обратил­
                               ся  въ  мартѣ  1858  года  сгь  просьбою  указать  мѣры  борьбы
                               къ  ослабленію  раскола  вч»  войскѣ.  Отец’ь  Савва  отгь  18-го
                               марта  предложилъ  сгь  своей  стороны  слѣдующія  мѣры,  какъ
                               они  изложены  у  Витевскаго:   1)  воспретить   отправленіе
                               церковныхъ  службъ  вч>  раскольническихъ  домахъ  и  мо­
                               лельняхъ:  «не  будь  оныхъ,  безъ  прибѣжища  въ  празднич­
                               ные  дни  у  нѣкоторыхъ  весьма  бы  чувства  могли  пробу­
                               диться  на  испытаніе  и  стоны>.— Указывая,  далѣе,  на  рас­
                               кольническіе  скиты,  какъ  на главный  притонъ старообрядцевъ,
                               о.  Савва  писалъ,  что  скитскіе  монахи  и  монахини,  помимо
                               отправленія  богослуженія  въ  своихъ  молельняхъ,  усили­
                               ваютъ    расколъ   н   тѣмъ,   что   рассылаютъ   по   мір-
                               скимъ    домамъ   грамотныхъ    лиц'Ь   для   отправленія
                               богослуженія   на   дому,   а   потому   2)   онч»   предла­
                               галъ   уничтожить   всѣ  раскольничьи  скиты,  тѣмч,  болѣе,
                               что  «міряне  отъ  монаховъ  и  монахинь  всякое  слово   прі­
                               емлютъ  за  основаніе  и,  безъ  всякой  повѣрки,  имч>  слѣду­
                               ютъ,  а  скитскіе  обитатели  унотрсб.іяют'ь  всѣ  мѣры,  чтобы
                               внушить  нерасположеніе  кгь  св.  церкви,  для   мшелонмнаго
                               прибытка  на  свои  прихотныя  роскоши».  3)  Далѣе  о.  Савва
                               находилъ  нужнымъ     воспретить   старикамъ-монахамъ   и

                               потому  что  ихъ замѣнили  новыя,  болѣе  удовлетворительныя  книги,  на­
                               писанныя  въ  мирномъ  духѣ.  Іірн  печатаніи  „Розыска"  святиг.  Дмит­
                               рія  не  безполезно  исключить  нѣкоторыя  выраженія,  тяжкія  для  слуха
                               и  раскольническаго,  и  православнаго".  „Впрочемъ,—заключалъ  Фила­
                               ретъ—миролюбивыя  предложенія  о.  Саввы  не  много  обѣщаютъ.  Рас­
                               кольники  большею  частію  ищутъ  предлога  стоять  въ  своемъ  отчужде­
                               ніи,  н  разрѣшенныя  возраженія  свои  повторяютъ,  не  обращая  вни­
                               манія  на  сдѣланное  уже  разрѣшеніе".  Срав.  X»  483  и  484.
   901   902   903   904   905   906   907   908   909   910   911