Page 906 - Труды Оренбургской Ученой Архивной Комиссии. Выпуск X
P. 906
Чрезъ Савву-же Севрю ина Столыпинъ узналъ о под
линной численности раскольниковъ въ Уральской области,
какъ равно и о главныхъ пропагандистахъ раскола, како
выми были большею частію иногородніе торговцы, а также
казаки Краснятовы, домъ которыхъ былъ главнымъ при
тономъ бѣглыхъ поповъ. Къ нему-же Столыпинъ обратил
ся въ мартѣ 1858 года сгь просьбою указать мѣры борьбы
къ ослабленію раскола вч» войскѣ. Отец’ь Савва отгь 18-го
марта предложилъ сгь своей стороны слѣдующія мѣры, какъ
они изложены у Витевскаго: 1) воспретить отправленіе
церковныхъ службъ вч> раскольническихъ домахъ и мо
лельняхъ: «не будь оныхъ, безъ прибѣжища въ празднич
ные дни у нѣкоторыхъ весьма бы чувства могли пробу
диться на испытаніе и стоны>.— Указывая, далѣе, на рас
кольническіе скиты, какъ на главный притонъ старообрядцевъ,
о. Савва писалъ, что скитскіе монахи и монахини, помимо
отправленія богослуженія въ своихъ молельняхъ, усили
ваютъ расколъ н тѣмъ, что рассылаютъ по мір-
скимъ домамъ грамотныхъ лиц'Ь для отправленія
богослуженія на дому, а потому 2) онч» предла
галъ уничтожить всѣ раскольничьи скиты, тѣмч, болѣе,
что «міряне отъ монаховъ и монахинь всякое слово прі
емлютъ за основаніе и, безъ всякой повѣрки, имч> слѣду
ютъ, а скитскіе обитатели унотрсб.іяют'ь всѣ мѣры, чтобы
внушить нерасположеніе кгь св. церкви, для мшелонмнаго
прибытка на свои прихотныя роскоши». 3) Далѣе о. Савва
находилъ нужнымъ воспретить старикамъ-монахамъ и
потому что ихъ замѣнили новыя, болѣе удовлетворительныя книги, на
писанныя въ мирномъ духѣ. Іірн печатаніи „Розыска" святиг. Дмит
рія не безполезно исключить нѣкоторыя выраженія, тяжкія для слуха
и раскольническаго, и православнаго". „Впрочемъ,—заключалъ Фила
ретъ—миролюбивыя предложенія о. Саввы не много обѣщаютъ. Рас
кольники большею частію ищутъ предлога стоять въ своемъ отчужде
ніи, н разрѣшенныя возраженія свои повторяютъ, не обращая вни
манія на сдѣланное уже разрѣшеніе". Срав. X» 483 и 484.

