Page 738 - Труды Оренбургской Ученой Архивной Комиссии. Выпуск X
P. 738
тіанска.го богослуженія и проповѣди церковной. Въ то же
время, этимъ обстоятельствомъ искусно начали пользовать
ся непризванные учители— вожди раскола, которые неудо
влетворенному религіозному чувству преподносили свое из
мышленное ученіе и богослуженіе, съ большими» успѣ
хомъ уловляя ві» свои сѣти православныхъ чадъ церкви.
Но особенно печально было положеніе Калмыковъ,
считавшихся христіанами только по имени и коснѣвшихъ
въ прежнихъ языческихъ вѣрованіяхъ и привычкахъ, изъ
коихъ нѣкоторые (нанр. употребленіе въ пищу падали)
весьма губительно отзывались на ихъ самихъ. Принужден
ные жить разбросанно по русскимъ селеніямъ, несчастные
калмыки не могли сблизиться си. русскими крестьянами, кото
рые чуждались ихъ уже потому, что ихъ грубый фетишизмъ,
крайняя нечистоплотность, яденіе «погани»1) и проч. воз
буждали въ казакахъ невольное чувство отвращенія. Было,
однако, очевидно, что возбужденіе вч» калмыкахъ религіоз
наго христіанскаго чувства п тірнвнтіе къ нимъ христіан-
екпх'ь взглядовъ и обычаевъ, искоренивъ въ нихъ язычес
кія чувства и привычки, могло-бы составить какъ-бы пе
реходный мостъ къ взаимообщенію сч> русскими и поло
жить начало къ нхъ возрожденію и русификаціи, объеди
нивъ ихъ съ русскими казаками. Вт. этихъ видахъ еще въ
1851 году, согласно представленія военнаго губернатора
Обручева и отзыва смѣнившаго его генералъ-губернатора
Перовскаго (отъ 28 апрѣля), велѣно было Именными» ука
зомъ 5 октября на Новую Оренбургскую линію въ ка
зачьи станицы съ калмыцкимъ населеніемъ— Полоцкую и
Чесменскую опредѣлить но одному священнику и одному
причетнику въ каждую, съ положеніемъ имъ отъ войска
]) Среди русскихъ укоренено было убѣжденіе, кажется, теперь
ослабѣвшее въ томъ, что калмыки ѣдятъ даже своихъ мертвыхъ дѣтей,
но несправедливость этого можно опровергнуть уже гѣмъ фактомъ, что
калмыки инстинктивно и органически не выносятъ мертвецовъ и боятся
ихъ.

