Page 365 - Труды Оренбургской Ученой Архивной Комиссии. Выпуск X
P. 365
всѣми его ужасами на изувѣрныхъ держателей старыхъ
обрядовъ. Тогда многіе изъ нихъ, спасая свою вѣру, сво
боду п жизнь, ринулись въ бѣгство и, между прочимъ,
нашли себѣ пріютъ и покровительство у Яицкихъ казаковъ,
во Идя въ составъ этоіі дружины,— отъ чего обрядовѣріе при
отсутствіи всякаго просвѣтительнаго движенія могло здѣсь
только усилиться и крѣпкое держаніе за него получило ха
рактеръ религіознаго подвига стоянія за единую правую вѣру.
Нужно сказать, впрочемъ, что хотя Уральцы и не при
няли новоисправленныхъ при патріархѣ Никонѣ (1651
1658 г.) богослужебныхъ книгъ и обрядовъ, но чрезъ это
на первыхъ порахъ и въ большей своей массѣ долгое вре
мя и послѣ нимало не разрывали связи съ православными
архипастырями, посылая къ нимъ для посвященія во свя
щенники своихъ ставленниковъ. 1>ъ свою очередь, и пра
вославные Казанскіе архипастыри относились къ ^ раль-
скимъ старообрядцамъ съ снисхожденіемъ любви, все тер
пящей; даже извѣстный своею строгостію ортодоксіи Лука
Копашевичъ въ началѣ своего пребыванія на каѳедрѣ, какъ
свидѣтельствовали сами казаки въ своей петиціи Военной
Коллегіи въ 1 7 5 5 году,— «будучи у нихъ въ войскѣ Яиц-
комъ іп. 1 7 4 6 году, состоящія во всѣхъ тамошнихъ город
кахъ церкви со всею церковною утварью осматривалъ; и
какъ де въ томъ, такъ и между церковными служителями
ни въ чемъ, кромѣ настоящаго церковно-чиноположеыія,
никакой противности и непорядка, не усмотрѣлъ; при семъ
же въ нѣсколькихъ церквахъ п въ служеніи былъ и, но
отбытіи же своемъ изъ Яицкаго городка, оставилъ пхъ съ
благословеніемъ на томъ же основаніи». ’) Такимъ образомъ,
Уральцы еще и въ половинѣ X Ѵ і Гі в. въ огромной своей
массѣ были въ собственномъ смыслѣ «старообрядцами >, ко
торые при держаніи старыхъ обрядовъ въ отличіе отъ рас-
Изъ указа Си. Синода 12 сеит. 1755 г. См. выпускъ I настоящ.
сочиненіи, стр. 106—167.