Page 366 - Труды Оренбургской Ученой Архивной Комиссии. Выпуск X
P. 366
колышковъ и отщепенцевъ отъ церкви не порывали союза
съ православною церковью, *) или, по нынѣшней термино
логіи, были «единовѣрцами».
Въ 1 7 5 5 году въ указѣ Св. Синода отъ 12 сентября,
разрѣшившемъ оставить Уральцевъ «на прежнемъ положе
н і и » безъ заведенія у нихъ Духовнаго Правленія, было
выражено косвенное согласіе Синода и на сложившуюся
практику и укладъ церковной жизни ихъ. Затѣмъ въ 1 7 9 5
году, съ Высочайшаго разрѣшенія, было рѣшительно под
тверждено и легитимировано употребленіе у нихъ старопе
чатныхъ книгъ и обрядовъ 2). Этимъ самымъ было фор
мально положено начало е д и н о в ѣ р і ю въ Уральской об
ласти прежде общаго введенія такового но положенію 27
октября 1 8 0 0 года.
Впрочемъ нельзя не отмѣтить, что въ первой же по
ловинѣ X V III в., йодъ вліяніемъ переселеній ярыхъ рас
кольниковъ, среди Яицкихъ казаковъ обнаружилось и про
тивоположное теченіе съ образованіемъ раскольнической
партіи. Тотъ же Преос. Лука Конашевичъ въ 1748 году воз
двигъ цѣлое гоненіе на Уральскихъ раскольниковъ и вч»
желаніи ввести здѣсь строгое православіе думалъ, между
прочимъ, образовать въ г. Уральскѣ (Яицкѣ) особое Духов
ное правленіе, съ назначеніемъ вч> него присутствующихъ
духовныхъ лицъ не изъ природныхъ казаковъ, привер
женцевъ казачьей старины, а изъ «иногороднихъ», кото-
Ц Манифестомъ Екатерины II отъ 3 мая 1764 г. прямо н ясно
было выражено, что тѣ старообрядцы, кои православной Церкви не
чуждаются и таинства ея отъ православныхъ священниковъ пріемлютъ
и только въ закоснѣлыхъ нѣкоторыхъ по суевѣрію остаются обычаяхъ,
нс развращающихъ ни Слова Божія, ниже догматовъ и правилъ цер
ковныхъ, то они не только отъ входа и таинствъ ея Св. Синодомъ нс
отлучаются, но и за раскольниковъ тѣмъ-жс Синодомъ нс признаваемы.
II. С. Л., 1764 г., № 1206-4.
2) Смотр. вын. I, сір. 171 172. Ниже приводится иамчі другое
указаніе въ этомъ же родѣ, съ ссылкою на Высочайшее повслѣніс
1796 года 16 октября. (См. «Начало обращенія Уральскихъ расколь
никовъ»).