Page 510 - Труды Оренбургской Ученой Архивной Комиссии. Выпуск X
P. 510
расположенъ онъ на живописномъ мѣстѣ но рѣкѣ Иструть,
впадающей въ р. Ай, омывающую монастырскую гору съ
сѣвера и составляющую лѣвый притокъ р. Уфы- Но штату
при монастырѣ положено: настоятель, казначей, о іеромо
наховъ, 2 іеродіакона и 25 монаховъ, всего 34 человѣка;
въ наличности состоитъ нынѣ меньше. Нужно сказать,
впрочемъ, что монастырь не оправдалъ всѣхъ надеждъ,
возлагавшихся на него при его учрежденіи, и по оффи
ціальному засвидѣтельствованію Епархіальнаго начальства
въ 1860 г. какого-либо особеннаго значенія на успѣшность
обращенія раскольниковъ не имѣлъ. ')
Основателемъ монастыря явился игуменъ Іоаннъ, быв
шій раскольническій начетчикъ, по происхожденію крестья
нинъ с. Ярославки, Уфим. губерн., въ мірѣ Василій Ѳео
доровичъ Гордѣевъ (род. въ апр. 1801 г.). По семейному
преданію, родитель его Ѳеодоръ Ильичъ 1 ордѣевъ былъ
православный, но вѣроятно изъ среды старообрядцевъ (вь
точномъ смыслѣ слова), не отлучавшихся при держаніи
старыхъ обрядовъ отъ церкви. 14 лѣтъ Василія женили на дѣ
вицѣ Акулинѣ Евфимовнѣ Верзаковой (род. въ 1797 98 г.),
раскольницѣ бѣглопоповскаго упованія, родомъ изъ села
Суксунъ, Иермск. губ., расположеннаго въ 4 вер. отъ сои
меннаго завода; но свадьба оыла, кажется, въ селѣ Ярославкѣ.
і) л. О. К. , 1859 г., си вып. I, стр. 251.—30 іюня нынѣшняго го
да при монастырѣ освящена была новая каменная церковь. Событіе
это происходило съ большимъ торжествомъ и совершено Преосвящен
нымъ Уфимскимъ Антоніемъ, въ сослуженіи 3-хъ архимандритовъ и
10 мѣстныхъ единовѣрческихъ священниковъ; кромѣ того, вызывался
изъ Казани единовѣрческій священникъ, канд. богословія, Сем. Ии.
Шлеевъ. Все служеніе, необычайно торжественное, отъ начала до кон
ца совершалось вполнѣ по старопечатнымъ книгамъ и оорядамъ. Га-
кая строгая уставность богослуженія произвела огромное впечатлѣніе
на присутствующихъ православныхъ и единовѣрцевъ, собравшихся гро
мадною массою: «50-60 лѣтъ тому назадъ-говорили справедливо ста
рожилы—объ этомъ нельзя было и думать.» Но взглядъ на единовѣріе
съ ег.о обрядами, не чуждыми погрѣшностей, съ отступленіемъ отъ обще
принятаго на православномъ востокѣ церковнаго чина, становится все
болѣе снисходителенъ въ воззрѣніяхъ представителей церковной іерархіи.

