Page 960 - Труды Оренбургской Ученой Архивной Комиссии. Выпуск X
P. 960

православію  ставятъ  слишкомч»  высоко  (ваши  лестныя  пись­
                             ма  и  отзывы  тому  главною  причиною).  Я  боюсь,  что  ме­
                             ня  считаютъ  лучшими»  слугою  церкви,  чѣмъ  я  въ  самомъ
                             дѣлѣ  семь.  Вотъ   причины,  заставляющія   меня   теперь
                             высказать  Вамъ  свои  убѣжденія,  которыя  я  желаю,  чтобы
                             не  было  тайны  ни  для  кого,  даже  если  чреьч»  ото  я  по­
                             нижусь  въ  драгоцѣнныхъ  для  меня  мнѣніяхъ.—Вч>  рас­
                             колѣ  я  вижу  двѣ  стороны:  духовную  и  гражданскую.  О
                             вредѣ,  наносимомъ  расколомъ  православію,  я  не  буду  го­
                             ворить.  Вамъ  ото  извѣстнѣе,  чѣмч»  мнѣ.  Вы  лучше  зна­
                             ете,  какъ  оградить  православіе  отъ  злыхъ  дѣйствій  рас­
                             кольниковъ.  Вредъ  же,   приносимый  Россіи  въ  граждан­
                            скомъ  отношеніи,  огромный.  По  моему  мнѣнію,    послѣ
                            крѣпостного  состоянія  это  злѣйшая  язва  нашего  отечества.
                            Вообразите  себѣ  пятнадцать  милліоновч»   недовольныхъ,
                             косо  смотрящихъ  на  нововведенія  и  ожидающихъ  только
                            предводителя,  чтобы  возстать  противъ  дѣйствій  правитель­
                            ства.  Вообразите  себѣ  пятнадцать  милліоновч.  людей  отста­
                            лыхъ,  враговч»  просвѣщенія,  отвергающихъ  всѣ  нравствен­
                            ныя  пріобрѣтенія  эпохи  Романовыхч»  и  желающихъ  возвра­
                            титься  вч>  до  Петровскія  времена.— Многіе  говорили  и  гово­
                            рить  еще,  что  время  и  просвѣщеніе  уничтожатъ  расколъ,  по­
                            тому  что  расколч»  есть  религіозный  фанатизмъ,  происходящій
                            отъ  невѣжества,  н  что,  поэтому,  всякія  энергичныя  мѣры  не­
                            умѣстны.  Съ  этимъ  мнѣніемъ  до  нѣкоторой  степени  можно
                            было  согласиться  вч>  былыя  времена,  когда  раскольники
                            оыли  наущаемы  дѣйствительно  только  одними  невѣжествен­
                            ными  наемниками;   но  и  тогда  люди,  выражающіе  эту
                            мысль,  забывали  часто  политическую  исторію  раскола  и
                            наивно  предполагали  въ  сектаторахч.  лишь  упрямыхч»  при-
                            верженцевъ  неправильнаго  нерстосложеніл,  старыхч»  книгъ
                            и  т.  д.  Теперь  же  можно-ли  предполагать,  что  просвѣще­
                            ніе  уничтожитъ  расколч»,  когда  во  главѣ  его  стоитъ  об­
                            щество  славянофпловч,*),  уродливое,  но  къ  несчастію  нро-
                                 *)  «Что  славянофилы  стоятъ  во  главѣ  раскола,  нс  требуетъ дока-
   955   956   957   958   959   960   961   962   963   964   965