Page 962 - Труды Оренбургской Ученой Архивной Комиссии. Выпуск X
P. 962

на  присоединиться,  перемѣнили  свое  намѣреніе.  Нѣкото­
                              рые,  какъ  до  меня  дошли  слухи,  присоединились,  не  зная,
                              что  святой  мѵръ  присланъ  епископомъ.  Вожаки  же  хорошо
                              знаютъ,  что  мѵрч>   настоящій,  потому  что  я  призывалъ
                              ихъ  нарочито  къ  себѣ,  чтобы  имъ  это  объявить,  и  для
                              того,  чтобы  не  вводить  народъ  въ  заблужденіе.  3-е,— согла­
                              сились  поминать  на  эктеньяхъ  благовѣрнаго  царя  и  епис-
                              кона  нашего,  какъ  значится  въ  служебникѣ1).
                                   < Рождаются'  вопросы:  велико  ли  пріобрѣтеніе  право­
                              славія  въ  этомъ  обращеніи?  По-моему  не  такъ  велико,
                              какгь  кажется  сч>  перваго  взгляда;  потому  что  старообряд­
                              цы  въ  душѣ  остались  старообрядцами:  все,  что  они  при­
                              няли,   приняли  они  не  по  сознанію  ошибочности  своихъ
                              мнѣній,  а  частію  изъ  необходимости,  потому   что  созна­
                              ютъ  невозможность  жить  безъ  священства,  а  своего  уже
                              нѣтъ;  частію  потому,  что  вычитали  въ  своихъ же  книгахъ
                              возможность,  въ  крайнемч.  случаѣ,   принять  священника
                              на  предлагаемыхъ  условіяхъ.  Слѣдовательно,  дѣйствитель­
                              ное  пріобрѣтеніе  для  православія  произойдетъ  только  въ
                              слѣдующемъ  поколѣніи,  которое  нс  останется  некрещенное.
                              Велико  ли  пріобрѣтеніе  для  христіанства  вообще?  Пріобрѣ­
                              теніе  немаловажное,  потому  что  раскольники  толпами  на­
                              чали  переходить  изъ  поповщинской  ереси  въ безполовщин-
                              скую,  большая  часть  изъ  ннхь  сдѣлались  совершенно  ин-
                             дифферецтистамн,  не  имѣя  понятія  ни  о  какомъ  божьемч»
                              служеніи,  іеперь  разные  толки  соединяются;  религіозныя
                              пренія  видимо  изгоняютъ  изгь  общества  индифферентизмъ.
                              Ьлагодать  Божія  неоспоримо  снисходигь  на  людей,  иочув-
                             ствовавшихъ  необходимость  церкви!  Гордость  ихъ,  какъ  и
                             ненависть  кч>  олижнимъ  значительно  укрощается.
                                  «Велико  ли  пріобрѣтеніе  въ  гражданскомъ  отношеніи?
                              I  ромадное!  I  ражданская  сторона  раскола  состояла  вч>  отлу­
                              ченіи  Г осударя  Императора  отъ  церкви.  Слѣдовательно,  въ
                                  *)  Сравн.  стр.  826,  прнмѣч.
   957   958   959   960   961   962   963   964   965   966   967