Page 920 - Труды Оренбургской Ученой Архивной Комиссии. Выпуск X
P. 920
выводовъ вопросъ этотъ мнѣ представился совершенно
безысходнымъ: новаго, казалось, ничего выдумать нельзя;
предоставить развѣ все времени и уповать на Бога. Одна
коже, днемъ и ночью мысль объ обращеніи раскольниковъ
тревожила меня. Постоянныя умственныя напряженія ни
когда не бываютъ безполезны; въ головѣ моеГі родилась и
начала обрабатываться мысль, показавшаяся мнѣ совершен
но практичною, именно: нельзя-ли употребить въ дѣло вѣ
ры гражданское начальство, какъ переходную инстанцію (ѵ
насъ такъ много въ Россіи переходныхъ инстанцій, ко
торыя хотя и затягиваютъ дѣла, однакоже не совершенно пор
тятъ ихъ)? «Священникъ старообрядческой церкви, руко
положенный русскимъ епископомъ, будетъ относиться къ
своему епархіальному начальству вч> пакетѣ на имя граж
данскаго начальства, которое будетъ отсылать этотъ пакетъ
начальству епархіи; наконецъ, даже ничего нѣтъ противъ
догматическаго, чтобы священникъ адресовался къ граждан
скому начальству, а сей послѣдній— въ тѣхъ же словахъ
къ епископу; отвѣтъ же епископа къ священнику долженъ
идти тѣмъ же путемъ.
„Этимъ средствомъ, казалось мнѣ, раскольники должны
былн-оы быть совершенно удовлетворены въ своихч> требо
ваніяхъ; ибо, обращая только вниманіе на внѣшность, по
внѣшней формѣ они будутъ подчинены совершенно граж
данскому начальству. Къ тому же, какъ я выше сказалъ,
всѣ раскольники поповщинской ереси только и желаютъ
найти благовидную причину принять церковь; духовное же
начальство, по моему, не должно было бы стоять за пу
стую формальность: ибо въ сущности вновь дозволенная
церковь будетъ подъ его началомъ, а въ дѣлахъ вѣры
слѣдуетъ обращать вниманіе нс на внѣшность, а на сущ
ность, тѣмъ оолѣс, что единовѣрческіе обряды уже допуг-
щены въ православной церкви».
Одушевленный такими мыслями и увѣренный въ успѣхѣ

