Page 14 - Труды Оренбургской Ученой Архивной Комиссии. Выпуск X
P. 14
ста лѣтъ зпотребляло татаръ для сношенія съ киргизами по
разныя ь д 1>лнмъ, то ото показываетъ только, что мы сами нс
умѣли нести съ ними дѣла, и употребляли татаръ, какъ носред-
нпііопі>, іиі н«‘ насадитеісй магометанстна. Даже ІІеіілкмчгі., чоло-
ні.кі. въ нысніеп степени религіозный, ирнзнаналъ нужнымъ
имі.ті, на границѣ киргизскихъ стеім й татаръ для развитія тор-
юнлн іп. краѣ и полученія черезъ нихъ разныхъ свѣдѣній о
киргизахъ.
«II.і Сір. І2І 1-7 почтенный авторъ еще ед, большимъ негодо
ваніемъ говоритъ о р ізныхъ мѣрахі. нашего правительства, на
правленныхъ къ упорядоченію надзора за магометанами н г/ь осо
бенности за магометанскимъ духовенствомъ. Прежде всего, г.
I (Кіи нападаетъ на татарскія типографіи (въ (’.-ІІетсрбѵріѣ и
Казани), которыя стали снабжать магометанъ книгами религіознаго
содержанія, и видитъ въ этомъ пропаганду мусульманства. Мы же
склонны думать, что печатныя книги, какъ подцензурныя, въ
значительной мѣрѣ сократили передачу разныхъ нелѣпицъ и
научили но крайней мѣрѣ нашихъ магометанъ тому, что они
теперь знаютъ, что живутъ въ Россіи (V) и подданные русскаго
царя, а не падишаха. Учрежденіе духовныхъ собраній и муфті
евъ, но Чернапекому, дало магометанамъ особую силу, «придавъ
русскому мусульманству органическую стройность и цѣлость".
>>то, намъ кажется,также невѣрно, ибо организаціей надзора за
духовными дѣлами магометанъ мы только оградили себя отъ
вліянія неблагонадежнаго магометанскаго духовенства на насе
леніе и стали ставить на должности вѣроучителей такихъ лицъ,
которыя іп. нашихъ глазахъ кажутся достаточно благонадеж
ными ноли і ичеекп и могуть нести довольно сложиѵю отчетность,
какъ н духонеііетво другихъ религій. Нс будь, нанр., у та-
|аръ, башкиръ и др. метрикъ, было бы затруднительно обязы-
кардиналъ Хсрденретеръ въ своей „Исторіи церкви" нозюллгп себѣ
утверждать слѣдующее: „что-бы отвергнуть дикій племена отъ фети
шизма и привести ихъ кт, нашей высокой религіи, необходима сперва
посредству юта я ступень, требуема» низшимъ уровнемъ вхт. культуры
и ихъ грубомуустнойиыми представленіями. Такою переходною ступенью,
которая ведешь аль язычества и;, христіанство, служить мусульманство".
(мр. 1 іо).— Инісреено. что мысль объ исламѣ, какъ переходной сту-
іпніі ом. я.іыч(‘егва кт. христіанству.вт. фнлософско-зво.іюціонномъ от
ношеніи, нашла себѣ также выраженіе вт. заключительномъ сужденіи
въ очеркѣ нашего философа И. Соловьева: „Магометъ, его жизнь п
религіозное ученіе" (7«ь