Page 14 - Труды Оренбургской Ученой Архивной Комиссии. Выпуск X
P. 14

ста  лѣтъ  зпотребляло  татаръ  для  сношенія  съ  киргизами  по
                          разныя ь  д 1>лнмъ,  то  ото  показываетъ  только,  что  мы  сами  нс
                          умѣли  нести  съ  ними  дѣла,  и  употребляли  татаръ,  какъ  носред-
                          нпііопі>,  іиі  н«‘  насадитеісй  магометанстна. Даже  ІІеіілкмчгі.,  чоло-
                          ні.кі.  въ  нысніеп  степени  религіозный,   ирнзнаналъ  нужнымъ
                          имі.ті,  на  границѣ  киргизскихъ  стеім  й  татаръ  для  развитія  тор-
                          юнлн  іп.  краѣ  и  полученія  черезъ  нихъ  разныхъ  свѣдѣній  о
                          киргизахъ.
                             «II.і  Сір.  І2І   1-7  почтенный авторъ еще ед,  большимъ  негодо­
                          ваніемъ  говоритъ  о  р ізныхъ  мѣрахі.  нашего  правительства,  на­
                          правленныхъ  къ  упорядоченію  надзора  за  магометанами  н г/ь осо­
                          бенности  за  магометанскимъ  духовенствомъ.  Прежде  всего,  г.
                           I   (Кіи  нападаетъ  на  татарскія  типографіи  (въ (’.-ІІетсрбѵріѣ  и
                          Казани),  которыя  стали снабжать магометанъ  книгами религіознаго
                          содержанія,  и  видитъ  въ  этомъ  пропаганду  мусульманства. Мы  же
                          склонны  думать,  что  печатныя  книги,  какъ  подцензурныя,  въ
                          значительной  мѣрѣ  сократили  передачу  разныхъ  нелѣпицъ  и
                          научили  но  крайней  мѣрѣ  нашихъ  магометанъ  тому,  что  они
                          теперь  знаютъ,  что  живутъ  въ  Россіи  (V)  и  подданные  русскаго
                          царя,  а  не  падишаха.  Учрежденіе  духовныхъ  собраній  и  муфті­
                          евъ,  но  Чернапекому,  дало  магометанамъ  особую  силу,  «придавъ
                          русскому  мусульманству  органическую  стройность  и  цѣлость".
                          >>то,  намъ  кажется,также  невѣрно,  ибо  организаціей  надзора  за
                          духовными  дѣлами  магометанъ  мы  только  оградили  себя  отъ
                          вліянія  неблагонадежнаго  магометанскаго  духовенства  на  насе­
                          леніе  и  стали  ставить  на  должности  вѣроучителей  такихъ  лицъ,
                          которыя  іп.  нашихъ  глазахъ  кажутся  достаточно  благонадеж­
                          ными  ноли і ичеекп  и  могуть  нести довольно  сложиѵю  отчетность,
                            какъ  н  духонеііетво  другихъ  религій.  Нс  будь,  нанр.,  у  та-
                          |аръ,  башкиръ  и  др.  метрикъ,  было  бы  затруднительно  обязы-
                         кардиналъ  Хсрденретеръ  въ  своей  „Исторіи  церкви"  нозюллгп  себѣ
                         утверждать  слѣдующее:  „что-бы  отвергнуть  дикій  племена  отъ  фети­
                         шизма  и  привести  ихъ  кт,  нашей  высокой  религіи,  необходима  сперва
                         посредству юта я  ступень, требуема»  низшимъ  уровнемъ  вхт.  культуры
                         и  ихъ  грубомуустнойиыми  представленіями.  Такою переходною  ступенью,
                         которая  ведешь  аль  язычества  и;,   христіанство,  служить  мусульманство".
                         (мр.  1 іо).— Инісреено.  что  мысль  объ  исламѣ,  какъ  переходной  сту-
                         іпніі  ом.  я.іыч(‘егва  кт. христіанству.вт.  фнлософско-зво.іюціонномъ  от­
                         ношеніи,  нашла  себѣ  также  выраженіе  вт.  заключительномъ  сужденіи
                         въ  очеркѣ  нашего  философа  И.  Соловьева:  „Магометъ,  его  жизнь  п
                         религіозное  ученіе"  (7«ь
   9   10   11   12   13   14   15   16   17   18   19