Page 13 - Труды Оренбургской Ученой Архивной Комиссии. Выпуск X
P. 13
' Далѣе, г. Доброе мысливъ особенно оетанав.іниаетея па
критикѣ того общеизвѣстнаго взгляда, нашедшаго себѣ мѣсто
п въ націей книгѣ, по которому политика широко понятой
вѣротерпимости при Ккатерппѣ II и нарочитое усиленіе,
ислама среди киргнз'ь іть ожиданіи политическихъ выгодъ
принимается отразившеюся не безъ вреда для пнхгь вч. оп
лаченномъ направленіи, т. е , въ смыслѣ усиленія исла
мизма.1) Но мы нриведем'і. возможнобѵква.іьнѣе болѣе своеоб
разныя, чѣмъ оригинальныя сужденія критикующаго автора.
«На стр. Ю(і и 107-н г. Ч— скій проводитъ ту мысль, что
правительство навязало киргизамъ исламъ, „ошибочно думая,
что мусульманство можетъ составить переходный мостъ къ хрис
тіанству". Ничего подобнаго не только не было, но думаю, что
такой нелѣпой мысли никому и никогда и въ голову не прихо
дило.2) Кс.іи правительство н мѣстное высшіе начальство болѣе
') См. объ атомъ іі'ь столь н.шѣсіномъ „Учебномъ руколодстг.ѣ
но исторіи Русской церкви". нрофсс. II ]>. а н а м с п с к а го, доктора, бо
сое.іоніи н исторіи, стр Ні>I о НВ8. над. 1ИШ г При императрицѣ 1.ка-
тернні ІІ-й~чп гаемъ мы а дѣсь—„иновѣрному духовеисті'у (му.і.іамъ,
ламамъ) назначались казенный средства содержаніи, какихъ не имѣло
даже и праиоеланное ду ховеппт. і. Мухаммсднисіно получи.ю полную
свободу заводить мечети и школы; правительство даже само сгноило
мечети, напрп.м. въ Оренбургскомъ краѣ дли Кпрі паоі.ч, коюрые еще
пережинали тогда періодъ двоевѣріи и вовсе не были утверждены въ
мухаммеданстиѣ п которыхъ уиорждать вч. нг.мъ было іогее не дѣло
православнаго государства. Наконецъ, мухам.ме вп.ству лапа была еще
небывалая у него про сильна и и крѣпкая орі анн. аі.іи чрезч, назначе
ніе дли его духовнаго управленіи двоихъ муфтіеп. —въ Уфѣ. (1788 г.*
п въ Крыму (17В4 гос) со множествомъ штатныхъ му.і.ів". „ІІолі.-
ауись сносіі непрпкосновенноетью п уси.іонное учрежденіемъ іерпр-
хіи муфтіевъ п муллъ, мухаммодапство еще болѣе развивало свою про
паганду среди изычниковч., въ чемъ іюмога м» ему иногда само пра
вительство: наіірнм . оно содѣйствовало утвержденію ислама между
ііііімане'гвоваіііііііми еще Киргизами, строи у нихъ съ помощію казан
скихъ му.і.п- мечош и школы, а въ к"Пі:,І. X 111 и. паевой счеть от
печатало дли Татаръ множество аклемп.іиіпві. Коранч.”
2) Что-бы наобличіпь филистерскую, такъ ск.. маханалыіоі іь с.
| на, приводомъ слѣдующій сірокп изъ сочиненіи Л. К ры м скаго:
„Мусульманство него будущность.ь 1894 г.: «Вопросъ о томъ. что нѣ
когда мусульманскіе пароды усвоятъ европейскую цивилизацію и ней
дутъ въ.общую семью просвѣщенныхъ народоіп., считается нѣкото
рыми за вполнѣ возможную и іісторичкески-сстсственную вещь. Такъ