Page 13 - Труды Оренбургской Ученой Архивной Комиссии. Выпуск X
P. 13

'   Далѣе,  г.  Доброе мысливъ  особенно  оетанав.іниаетея  па
                 критикѣ  того  общеизвѣстнаго  взгляда,  нашедшаго  себѣ  мѣсто
                 п  въ  націей  книгѣ,  по  которому  политика  широко  понятой
                 вѣротерпимости  при  Ккатерппѣ  II   и  нарочитое  усиленіе,
                 ислама  среди  киргнз'ь  іть  ожиданіи  политическихъ  выгодъ
                 принимается  отразившеюся  не  безъ  вреда  для  пнхгь  вч.  оп­
                  лаченномъ  направленіи,  т.  е  ,  въ  смыслѣ  усиленія  исла­
                  мизма.1)  Но  мы  нриведем'і.  возможнобѵква.іьнѣе  болѣе  своеоб­
                  разныя,  чѣмъ  оригинальныя  сужденія  критикующаго  автора.
                      «На  стр.  Ю(і  и  107-н  г.  Ч— скій  проводитъ  ту  мысль,  что
                  правительство  навязало  киргизамъ  исламъ,  „ошибочно  думая,
                  что  мусульманство  можетъ  составить  переходный  мостъ къ  хрис­
                  тіанству".   Ничего  подобнаго  не  только  не  было,  но  думаю,  что
                  такой  нелѣпой  мысли  никому  и  никогда  и  въ  голову  не  прихо­
                  дило.2)  Кс.іи  правительство  н  мѣстное  высшіе  начальство  болѣе

                       ')  См.  объ  атомъ  іі'ь  столь  н.шѣсіномъ  „Учебномъ  руколодстг.ѣ
                  но  исторіи  Русской  церкви".  нрофсс.  II  ]>.  а н а м с п с к а го,  доктора,  бо­
                  сое.іоніи  н  исторіи,  стр  Ні>I  о  НВ8.  над.  1ИШ  г  При  императрицѣ  1.ка-
                  тернні  ІІ-й~чп гаемъ  мы  а дѣсь—„иновѣрному  духовеисті'у  (му.і.іамъ,
                  ламамъ)  назначались  казенный  средства  содержаніи,  какихъ не  имѣло
                  даже  и  праиоеланное  ду ховеппт. і.  Мухаммсднисіно  получи.ю  полную
                  свободу  заводить  мечети  и  школы;  правительство  даже  само  сгноило
                  мечети,  напрп.м.  въ  Оренбургскомъ  краѣ  дли  Кпрі паоі.ч,  коюрые  еще
                  пережинали  тогда  періодъ  двоевѣріи  и  вовсе  не  были  утверждены  въ
                  мухаммеданстиѣ  п  которыхъ  уиорждать  вч.  нг.мъ  было  іогее  не  дѣло
                  православнаго  государства.  Наконецъ,  мухам.ме вп.ству  лапа  была  еще
                  небывалая  у  него  про сильна и  и  крѣпкая  орі анн. аі.іи  чрезч,  назначе­
                  ніе  дли  его  духовнаго  управленіи  двоихъ  муфтіеп. —въ  Уфѣ.  (1788  г.*
                  п  въ  Крыму  (17В4  гос)  со  множествомъ  штатныхъ  му.і.ів".  „ІІолі.-
                  ауись  сносіі  непрпкосновенноетью  п  уси.іонное  учрежденіемъ  іерпр-
                  хіи  муфтіевъ  п  муллъ, мухаммодапство еще  болѣе  развивало  свою  про­
                   паганду  среди  изычниковч.,  въ  чемъ  іюмога  м»  ему  иногда  само  пра­
                  вительство:  наіірнм  .  оно  содѣйствовало  утвержденію  ислама  между
                  ііііімане'гвоваіііііііми  еще  Киргизами,  строи  у  нихъ  съ  помощію  казан­
                   скихъ  му.і.п-  мечош  и  школы,  а  въ  к"Пі:,І.  X  111  и.  паевой  счеть  от­
                   печатало  дли  Татаръ  множество  аклемп.іиіпві.  Коранч.”
                       2)  Что-бы  наобличіпь  филистерскую,  такъ  ск..  маханалыіоі  іь  с.
                   |   на,  приводомъ  слѣдующій  сірокп  изъ  сочиненіи  Л.  К ры м скаго:
                   „Мусульманство  него  будущность.ь  1894  г.:  «Вопросъ  о  томъ.  что  нѣ­
                   когда  мусульманскіе  пароды  усвоятъ  европейскую  цивилизацію  и  ней­
                   дутъ  въ.общую  семью  просвѣщенныхъ  народоіп.,  считается  нѣкото­
                   рыми  за  вполнѣ  возможную  и  іісторичкески-сстсственную  вещь.  Такъ
   8   9   10   11   12   13   14   15   16   17   18