Page 22 - Труды Оренбургской Ученой Архивной Комиссии. Выпуск X
P. 22
фаціальное признаніе за киргизами вч» качествѣ ихъ |н-
.ііігііі ислама не могло уже не импонировать на нихъ въ
этомъ отношеніи; затѣмъ, постройка мечетей и посылка, въ
степь муллъ, вч» качествѣ имамовъ и просто нисцов'ь и
переводчиковъ, прямо у.кс воли кч* укрѣпленію среди і.’іір-
ГИЗЧ» ислама: пусть мечети не посѣщались киргизами, но
существованіе ихъ напоминало киргизу о принадлежности
кч. исламу,—остальное, т. о. возбужденіе1 вѣры и настав
леніе вч» догматахч» и обрядахч» ея производили и доканчи
вали уже муллы. Г. Добросмыслонч» говорить. что не вся
кій мулла есть непремѣнно духовное лицо: но вч. томч» и
дѣло, что каьч. вч» мусульманствѣ жречество не соединя
ется сч» каким ь-.іибо носвнщеніемч». то здѣсь каждый міря
нина. является при удобномч» случаѣ имамомч», т. е. < пред
стоите. іе.мь> вч» молитвѣ, а. затѣмь и учптелемч». Да, и
вообще каждый татарннч.. начиная отч. торговца, нсполнсігь
духа прозе.іетизма,— ото уже національная зтнографическая
черта, воспитанная на исламѣ.
Палп» остается сказать еще нѣсколько с.ювч» по ноиодѵ
Т.*г > утвержденіи тѵргайскаіо историка, что татары и башки
ры (?), явившись посредниками между русскими и киргизами,
имѣли, иаоборотч», большое значеніе вч» установленіи и
укрѣпленіи связи послѣднихъ сч* Россіей): < не у мѣя сами
ладить сч» киргизами, мы при помощи татарч. и башкирч»
приручили кпргизч» и сдѣлали ихч» гражданами Русской
Имперіи». При зтомч* разумѣется нрпномииается извѣст
ный дѣятель того времени мирза Тевкелевч», но замалчи*
кается, что и оігь вч* концѣ своей жизни замѣченч. былч.
вч» нѣкоторыхч» ннтригах'і», такч» что Екатерина II повелѣла вч»
1703 г. оставить его вч» забвеніи н ни вч» какіе ря си росы сч»
нимч» не входить1) .— Посредствующая роль татарь вч. сношені
яхъ сч» киргизами, родственными нмч» по языку и вѣрѣ, ко-
') И. И. Крафтъ: „Сборникъ узаконеній о курпіаазъ", нрилож.,
стр. 101.