Page 24 - Труды Оренбургской Ученой Архивной Комиссии. Выпуск X
P. 24

8й


                           овоихч.  исповѣди и ковч.   велѣніями»  религіи,— сгь  ученіемъ,
                           і л \ боіѵіім'ь  но  идеѣ,  но  извращенными.  крайностію  выкодонъ
                           до  потери  іп>  человѣкѣ  личности  и  самоопредѣленія,:!  посему
                           способнымч»  убить  все  свободное,   разумное  и  живое  вч.
                           немч.,  ИрИВОДПТЧ)  въ  концѣ  концеич-  къ  тому,  что  здѣсь  че­
                                                                                              *
                           ловѣка  сч.  воіімн свойствами теряется  за, типичными.  облшюмч.
                           мусульманчна,  подавленнаго  фаталпамомч.  и   детерменпи-
                           момч.  міросозерцанія.  Кч.  этому  надобно  присоединить,  что
                           въ  мусульманствѣ  по  шаріату  есть  ученіе  о,  так.  назыв.,
                           имаматѣ,  по  которому  во  главѣ  ислама  и  всего  мусульман­
                           скаго  міра  долженъ  быть  одинъ  верховный,  безусловный
                           глава,  имамъ.  Іѵакч.  тѣнь  Бога  на  землѣ,  имамъ  есть   не­
                           ограниченный  владыка  мусульманъ  всего  міра,  а  потому
                           всѣ  приказанія  его  должны  быть  безусловно  исполняемыя,
                           какъ  ие  ногрѣшимыя.  Такимч.  имамомъ-,  какъ  главою  му-
                           еульманч»  и  охранптелемч.  чистоты  вѣры,  признается  у  на-
                           шихч.  мусульманч.-суннитовч.  Турецкій   султана..   Ученіе
                           это  сообщаетъ  мусульманству  теократическій  характера.,  вч.
                           силу  котораго  каждый  мусульманина»  искренно  долженч.  и
                            можетъ  считать  себя  вѣрноподданными,  только  мусульман­
                            скаго  государства.  Онч.  можегч.  но  необходимости  жить  вч.
                            другомч.  нноземиомч.  государствѣ,  но  вч.  глубинѣ  души  онъ
                            обязана,  считать  себя  сочленомч»  и  гражданиномч.  одного
                            мусульманскаго  общества,  лелѣя  ирредентскія  мечты  нахо­
                           диться  подъ  общею  властію  своего  религіознаго  и  нолити-
                                іго  главы,  не  смотря  на  всѣ  неблагопріятныя  условія
                            і. ія такихч.  иллюзій1),..  Послѣ  всего  этого,  можно-.іи  говорить,
                            что  татары,  чуждающіеся  русской  культуры  и  гражданствен­   *
                            ности,  съ  своей  пропагандою  ислама,  враждебнаго  хрнетіян-
                                *)  Подробнѣе  обо  всемъ  атома,  можно  читать  іп>  книгѣ  М.  А
                            Мироніена:  „О  положеніи  русскихъ  инородцевъ*1,  гдѣ  мусульманство
                            разобрано  обстоятельно  со  всѣхъ  гтороігь  и  даны  надлежащія  возра­
                            женія  апологетамъ  его.  каковыми  выступаютъ  изъ  среды  мусульманъ
                            — Мнрза-Л.пімъ,  Девлет'і.-Кильлеевъ,  Г.анзптовч,  Іаснринскій  и  др.—
                            „Русск.  Слово/*  1860  г.,  ст.  Казем-Вокн:  „О  значеніи  имама";  „Ирав.
                            Собес."  1878  г ,  стат.  М  А.  Машанона:  „Верховная  власть  въ  исламѣ".
   19   20   21   22   23   24   25   26   27   28   29