Page 24 - Труды Оренбургской Ученой Архивной Комиссии. Выпуск X
P. 24
8й
овоихч. исповѣди и ковч. велѣніями» религіи,— сгь ученіемъ,
і л \ боіѵіім'ь но идеѣ, но извращенными. крайностію выкодонъ
до потери іп> человѣкѣ личности и самоопредѣленія,:! посему
способнымч» убить все свободное, разумное и живое вч.
немч., ИрИВОДПТЧ) въ концѣ концеич- къ тому, что здѣсь че
*
ловѣка сч. воіімн свойствами теряется за, типичными. облшюмч.
мусульманчна, подавленнаго фаталпамомч. и детерменпи-
момч. міросозерцанія. Кч. этому надобно присоединить, что
въ мусульманствѣ по шаріату есть ученіе о, так. назыв.,
имаматѣ, по которому во главѣ ислама и всего мусульман
скаго міра долженъ быть одинъ верховный, безусловный
глава, имамъ. Іѵакч. тѣнь Бога на землѣ, имамъ есть не
ограниченный владыка мусульманъ всего міра, а потому
всѣ приказанія его должны быть безусловно исполняемыя,
какъ ие ногрѣшимыя. Такимч. имамомъ-, какъ главою му-
еульманч» и охранптелемч. чистоты вѣры, признается у на-
шихч. мусульманч.-суннитовч. Турецкій султана.. Ученіе
это сообщаетъ мусульманству теократическій характера., вч.
силу котораго каждый мусульманина» искренно долженч. и
можетъ считать себя вѣрноподданными, только мусульман
скаго государства. Онч. можегч. но необходимости жить вч.
другомч. нноземиомч. государствѣ, но вч. глубинѣ души онъ
обязана, считать себя сочленомч» и гражданиномч. одного
мусульманскаго общества, лелѣя ирредентскія мечты нахо
диться подъ общею властію своего религіознаго и нолити-
іго главы, не смотря на всѣ неблагопріятныя условія
і. ія такихч. иллюзій1),.. Послѣ всего этого, можно-.іи говорить,
что татары, чуждающіеся русской культуры и гражданствен *
ности, съ своей пропагандою ислама, враждебнаго хрнетіян-
*) Подробнѣе обо всемъ атома, можно читать іп> книгѣ М. А
Мироніена: „О положеніи русскихъ инородцевъ*1, гдѣ мусульманство
разобрано обстоятельно со всѣхъ гтороігь и даны надлежащія возра
женія апологетамъ его. каковыми выступаютъ изъ среды мусульманъ
— Мнрза-Л.пімъ, Девлет'і.-Кильлеевъ, Г.анзптовч, Іаснринскій и др.—
„Русск. Слово/* 1860 г., ст. Казем-Вокн: „О значеніи имама"; „Ирав.
Собес." 1878 г , стат. М А. Машанона: „Верховная власть въ исламѣ".