Page 25 - Труды Оренбургской Ученой Архивной Комиссии. Выпуск X
P. 25
ству. кото|*ое между тѣмъ іп> понятіи простолюдиновъ объ
единяется. и не бе.ті. основанія, съ русскою гражданствен
ностью п національностію,—сдѣлали кнргмз'ь„гражданаміГ'на-
іііого отечества? Можно-.ш серьезно говорить о кѵ.іьтѵрно-
гражданственноіі миссіи татаръ среди киргизъ, когда мы
знаемъ, что исламъ, съ сознай іемч> своей абсолютной
самодовлѣемости освящающій божествоннымч. авторитетомъ
кораническія предписанія и принципы какъ чисто духов
ной жизни, такъ и общественно-гражданской, регламенти
рующій всю жизнь мусульманина до мельчайшихъ деталей,—
вслѣдъ за исламизаціей пародовъ неизбѣжно вызываетъ
ассимилированіе и національное обособленіе ихъ въ духѣ
принциповъ Корана, склочивающія мусульманскія народ
ности въ одну семью и ставящія ихъ особнякомъ въ хрис
тіанскомъ государствѣ? Молено ли выступать защитникомъ
татаринацін, стоя на православно-русской почвѣ, гдѣ преоб
ладающими и соподчиняющими себѣ интересами должны
быть интересы господствующей религіи и русской государст
венности?1) Намъ кажется, что не только не можетъ быть п рѣ
чи о гражданственной миссіи татаръ,а наоборотъ, чѣмъ мень
ше гдѣ они успѣли в'і. мусульманской пропагандѣ въ степи,
тѣмъ меньше они тамъ принесли и вреда.... и именно сколько
въ религіозномъ, столько же и въ политическій!» отношено,
по тѣсной у нас'Ь связи религіи и государства. Это вред
ное вліяніе татаръ на киргизъ особенно хор< шо соз
навалъ бывшій туркоет кій генералъ-губернаторъ К. II.
Фонъ-Кауфманъ, который предпочиталъ видѣть въ степи
на мѣстѣ татаръ, вч» видахъ государственной полізы, отъ-
явленныхч. фанатиковъ Бухары ... Тому-же выясненію вре
да татаръ на киргизъ на почвѣ религіозно-политической по-
1) Защищая подобную же точку зрѣнія противъ лея паю либе
рализма и космополитизма, г. Миропіевъ видитъ оправданіе ея въ сло
вахъ апостола Павла въ посланіи къ Тимофею: „аще кто о своихъ и
особенно о дкчаішихъ и 1 печется, тотъ отрекся і \ р і н : улл не
вѣрнаго" (I Тим., гл. 5, стр. 8).