Page 25 - Труды Оренбургской Ученой Архивной Комиссии. Выпуск X
P. 25

ству.  кото|*ое  между  тѣмъ  іп>  понятіи  простолюдиновъ  объ­
                единяется.  и  не  бе.ті.  основанія,  съ  русскою  гражданствен­
                ностью  п  національностію,—сдѣлали  кнргмз'ь„гражданаміГ'на-
                іііого  отечества?  Можно-.ш  серьезно  говорить  о  кѵ.іьтѵрно-
                гражданственноіі  миссіи  татаръ  среди  киргизъ,   когда   мы
                знаемъ,   что   исламъ,   съ  сознай іемч>  своей  абсолютной
                самодовлѣемости  освящающій  божествоннымч.  авторитетомъ
                кораническія  предписанія  и  принципы  какъ  чисто  духов­
                ной  жизни,  такъ  и  общественно-гражданской,   регламенти­
                рующій  всю  жизнь  мусульманина  до  мельчайшихъ  деталей,—
                вслѣдъ  за   исламизаціей   пародовъ   неизбѣжно  вызываетъ
                ассимилированіе  и  національное  обособленіе  ихъ  въ  духѣ
                принциповъ  Корана,  склочивающія  мусульманскія   народ­
                ности  въ  одну  семью  и  ставящія  ихъ  особнякомъ  въ  хрис­
                тіанскомъ  государствѣ?  Молено  ли  выступать  защитникомъ
                татаринацін,  стоя  на  православно-русской  почвѣ,  гдѣ  преоб­
                ладающими  и  соподчиняющими  себѣ  интересами  должны
                быть  интересы  господствующей  религіи  и  русской  государст­
                венности?1)  Намъ  кажется, что  не  только не  можетъ  быть  п  рѣ­
                чи  о  гражданственной  миссіи  татаръ,а наоборотъ,  чѣмъ мень­
                ше  гдѣ  они успѣли  в'і.  мусульманской  пропагандѣ  въ  степи,
                тѣмъ  меньше  они  тамъ  принесли  и  вреда....  и  именно  сколько
                въ  религіозномъ,  столько  же  и  въ  политическій!»  отношено,
                по  тѣсной  у  нас'Ь  связи  религіи  и  государства.  Это  вред­
                ное   вліяніе   татаръ  на  киргизъ  особенно  хор<  шо  соз­
                навалъ  бывшій  туркоет   кій  генералъ-губернаторъ  К.  II.
                Фонъ-Кауфманъ,  который   предпочиталъ  видѣть  въ  степи
                на  мѣстѣ  татаръ,  вч»  видахъ  государственной  полізы,  отъ-
                явленныхч.  фанатиковъ  Бухары ...  Тому-же  выясненію  вре­
                да  татаръ  на  киргизъ  на  почвѣ  религіозно-политической  по-
                     1)  Защищая  подобную  же  точку  зрѣнія  противъ  лея  паю  либе­
                рализма  и  космополитизма,  г.  Миропіевъ  видитъ  оправданіе  ея  въ  сло­
                вахъ  апостола  Павла  въ  посланіи  къ  Тимофею:  „аще  кто  о  своихъ  и
                особенно  о  дкчаішихъ  и 1  печется,  тотъ  отрекся  і \ р  і  н  : улл  не
                вѣрнаго"  (I  Тим.,  гл.  5,  стр.  8).
   20   21   22   23   24   25   26   27   28   29   30